Сообщества и community management как многогранный инструмент достижения целей
2018 год
Сообщества и community management как многогранный инструмент достижения целей
2018 год
Юлия Крушинская
Сооснователь проекта Community HUB, эксперт по направлению КМ/Community Management Ассоциация «КМ Альянс»
ОПЫТ РАБОТЫ

• с 2018 года сооснователь проекта «COMMUNITY HUB»

• с 2016 - соавтор и модератор регулярного события о создании и развитии сообществ "Knowledge Lounge. Профессиональные и предпринимательские сообщества. Внутренние практики и внешние эксперты."

• с 2016 –эксперт Ассоциация российских специалистов и экспертов управления знаниями «КМ Альянс», резидент проектного офиса Moscow Knowledge & Innovation Office

• с 2015 - участник Свердловской региональной общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» (СРОО «АРС УЧР»)

• 2012 — 2014 – HR – эксперт федерального проекта «Полеты по вертикали».

• 2013 – эксперт Открытого Отбора кадров на партнерских проектах направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив - WorldSkills Russia и Global Management hallenge• 2010 — 2014 – собственник ООО «Служба персонала»

• 2000 – 2010г. НП УС «Атомстройкомплекс», начальник отдела кадров (9000 человек)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

• Концептуальная организация Конференции о бизнес-сообществах Community.conf в Екатеринбурге 2015, 2016.
• Соавтор и модератор регулярного события о создании и развитии сообществ "Knowledge Lounge. Профессиональные и предпринимательские сообщества. Внутренние практики и внешние эксперты."
• Соавтор и модератор «Мастерская идей» - технологии по генерации идей и поиску новых решений, по созданию ценности продукта совместно с потребителями.
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

• Создание и развитие сообществ.
• Развитие систем коммуникаций и культуры сотрудничества.
• Новые виды менеджмента: KnowledgeManagement (КМ) — Управление знаниями, CommunityManagement – Управление сообществами, IdeaManagement – Управление идеями, InnovationManagement – Управление инновациями.
• Инструменты по созданию и управлению личными траекториями развития.
Интерес к теме сообществ у меня появился весной 2013 года. Тогда я окунулась в атмосферу одного бизнес-сообщества и почувствовала огромный ресурс коллективного взаимодействия и творчества.

На тот момент у меня были в багаже 10 лет опыта в службе персонала крупного строительного холдинга и своя компания по кадровому консалтингу. Через два с половиной года собственного бизнеса я остро ощутила нехватку знаний, которые требовались здесь и сейчас. Их не было ни у меня, ни у и моих сотрудников, а изменения вокруг происходили быстрее, чем мы успевали добывать эти знания сами.

Поиск ответов на вопросы, где находить знания и людей под задачу, привели меня к темам сообществ и управления знаниями, которые кардинально изменили мои подходы к развитию компании и повлияли на смену профессиональной деятельности.

С тех пор я наблюдаю за разными объединениями людей, исследую процессы, являюсь участником нескольких сообществ и драйвером одного из них. За 5 лет благодаря регулярной организации и проведению события о создании и развитии сообществ «Knowledge Lounge» собраны, изучены примеры разных компаний и сообществ.

В результате проведенных исследований, событий, личного опыта и регулярного взаимодействия с разными сообществами родился проект Community HUB, который мы с коллегами запустили в апреле 2018 года.
Для меня сообщество - это группа людей, объединенная общими ценностями и интересами. Даже три человека могут считать себя сообществом.
Для меня сообщество - это группа людей, объединенная общими ценностями и интересами. Даже три человека могут считать себя сообществом.
Исследуя российские сообщества, мы выделили и описали несколько типов сообществ. Этот перечень не исчерпывающий. По мере изучения сообществ, типы прибавляются, уточняются. Все сообщества можно разделить на две большие группы:

  1. Внутрикорпоративные сообщества, объединяющие сотрудников одной организации

  2. Внешние (внекорпоративные) сообщества, действующие за пределами какой-либо организации
К каждой из этих групп могут относиться следующие типы сообществ:
Профессиональное - сообщество, объединяющее людей из одной профессиональной сферы деятельности (ИТ, HR, маркетинг и т.д.)

Экспертное - сообщество, в котором выделена и формализована экспертиза в какой-то области как часть деятельности (Например, Российский Союз ИТ-директоров).

Клиентское - сообщество людей (клиентов) вокруг компании, бренда, продукта (онлайн-игры, кафе, клиники, и т.д.)

Межотраслевое сообщество практиков (смешанное) - сообщество, объединяющее людей, практикующих и реализующих проекты в разных сферах.

Сетевое - онлайн сообщество по типу социальной сети (например, Сообщество управления здоровьем, E-xecutive.ru).

Интегративное - сообщество, объединяющее разные группы людей, с тесными взаимопроникающими связями (например, сообщество педагогов и родителей школы).

Предпринимательское (бизнес) - сообщество, объединяющее людей с бизнес-целями.
В каждой статье этого спецвыпуска отмечено, к какому типу относится представленное сообщество. Мы хотим показать разнообразие сообществ, их схожесть и отличия, и то, что сообщество - это инструмент для решения самых разных задач.
В каждой статье этого спецвыпуска отмечено, к какому типу относится представленное сообщество. Мы хотим показать разнообразие сообществ, их схожесть и отличия, и то, что сообщество - это инструмент для решения самых разных задач.
В Community HUB мы разработали
чек-лист задач, которые можно решить
с помощью разных типов сообществ
Область задач
Задачи компании
Внутрикорпоративные сообщества
Внекорпоративные сообщества
Вовлечение
Коммуникации для сотрудников без ПК
Внутреннее
Корпоративная онлайн-газета
Внутреннее
Мотивация через публичное признание
Внутреннее
Оперативная обратная связь от персонала
Внутреннее
Вовлечение и удержание сотрудников
Внутреннее
Оперативное информирование
Внутреннее
Построение единой корпоративной культуры
Внутреннее
Связь распределенных команд и удаленных работников
Внутреннее
Создание кадрового резерва
Внутреннее
Социализация и профессиональная адаптация новичков Ускорение процесса обучения
Внутреннее
Командная работа
Краудсорсинг
Внутреннее
Обмен лучшими практиками
Внутреннее, профессиональное, практиков
Профессиональное, экспертное
Наполнение профессиональными темами корпоративной газеты, сайта и т. д.
Внутреннее
Профессиональное, экспертное
Оптимизация бизнес-процессов
Внутреннее
Организация мероприятий
Внутреннее
Профессиональное, экспертное
Улучшение клиентского обслуживания
Внутреннее
Клиентское
Командная работа
Улучшение сервиса
Внутреннее
Клиентское
Управление проектной группой
Внутреннее
Социализация, сетевое общение
Коммуникации в корпоративной социальной сети
Внутреннее
Нетворкинг
Внутреннее
Личный нетворкинг и сотрудников компании в отрасли
Профессиональное, экспертное
Снижение нагрузки на персонал
Клиентское
Сообщества по интересам
Внутреннее
Работа с издержками + лояльность
Осуществление клиентской поддержки
Клиентское
Повышение качества и ускорение работы сервисных служб
Клиентское
Выявление интересов каждого конкретного члена сообщества
Клиентское
Профессиональное
Создание кадрового резерва из внешних стейкхолдеров
Профессиональное, экспертное, интегративное
Работа с издержками
Оперативное информирование компании о трендах, изменениях на рынке, в отрасли
Профессиональное, экспертное
Ускорение цикла продажи
Клиентское
Лояльность
Повышение лояльности клиентов
Клиентское
Продвижение ценностей, культуры и истории бренда (компании)
Клиентское
Инновации
Генерация идей, поиск новых решений
Внутреннее экспертное, синектиков
Профессиональное, экспертное
Запуск новых продуктов
Внутреннее экспертное
Профессиональное, экспертное
Внедрение инноваций благодаря идеям потребителей и их обратной связи
Клиентское
Поиск экспертизы
Внутреннее экспертное
Профессиональное, экспертное
Инновации
Система управления знаниями
Внутреннее экспертное, профессиональное, практиков
Профессиональное, экспертное
Центры компетенции и экспертные сообщества – Центры корпоративных компетенций
Внутреннее экспертное
Репутация
Признание и уважение компании по отношению к клиентам
Клиентское
Брендинг
Распространение и обмен информацией о бренде (компании)
Внутреннее
Клиентское
Профессиональное развитие
Мотивация сотрудников через публичное признание профессионалами отрасли
Профессиональное, экспертное, интегративное
По чек-листу можно понять, под какую задачу, какое сообщество стоит формировать. И только после этого разрабатывать стратегию создания и развития сообщества, подбирать инструменты.
По чек-листу можно понять, под какую задачу, какое сообщество стоит формировать. И только после этого разрабатывать стратегию создания и развития сообщества, подбирать инструменты.
Таким образом, сообщества дают:
1
Знания
Сообщества – это источник знаний, людей, которые ими обладают. Через сообщества человек может получать практически бесплатно необходимые знания и информацию. Практикуя, отдавая и получая новые знания, человек может повысить свой уровень профессиональной экспертности или, например, открыть новую для себя область знаний и сменить сферу деятельности.
2
Доступ к самым разным ресурсам
Выстроенные доверительные отношения с людьми позволяют быстро находить недостающие ресурсы, обмениваться или покупать их на более выгодных условиях.
3
Инновации
Сообщества – это путь к инновациям. В сообществе сходятся разные люди (специалисты, эксперты, интересующиеся) - они генерируют идеи, заряжают других людей, создают сервисы и продукты. Рождение инноваций быстрее происходит именно в межотраслевом взаимодействии. Когда сходятся разные культуры, люди с разными компетенциями, интересами, с разной глубиной экспертности и с высоким уровнем личной мотивации, то в таком со-творчестве зарождаются новые проекты, услуги, продукты. Там, где есть энергия, идеи, творчество, знания, сотрудничество, где есть люди, знающие, как этим управлять, владеющие процедурами, – рождаются инновации.
4
Энергию
Сообщества, в первую очередь, рождаются и развиваются за счет энергии людей, которые вкладывают свое желание, намерения, усилия в деятельность сообществ. Сообщества существуют и развиваются именно на ценностях участников. Ценности – это энергия. У многих людей есть потребность в социально-полезной деятельности. Сообщество для человека – одна из возможностей вести социальную активность, находя баланс в некоммерческой и бизнес деятельности.
5
Организационные изменения
Именно внутренние сообщества могут стать эффективным гармоничным инструментом трансформации бизнеса, и таким примером может стать сообщество агентов изменений.
6
Сотрудничество
Для того чтобы быть действительным, а не фиктивным участником сообщества, человеку нужно себя проявлять в действиях, задавая себе вопросы: что я хочу, что я могу, понимая, зачем мне это надо. Сообщество – это та среда, где вы можете наиболее гибко совмещать личные и коллективные цели и находить баланс между ними.

Именно сообщества, особенно неформализованные, существуют и развиваются за счет сотрудничества. Люди, не скрепленные юридически никакими отношениями и договорами, не погруженные в жесткую оргструктуру, договариваются между собой и делают проекты совместно.

Если есть задача научиться сотрудничать или научить этому сотрудников, нужно однозначно им рекомендовать участвовать в деятельности различных сообществ. Без культуры сотрудничества ни одно сообщество жить не будет. Однако здесь есть своя сложность. Нужно уметь договариваться малыми группами, так как нет никаких приказов и распоряжений сверху. Все, что есть привычное в организационной культуре, отсутствует.

Участникам сообщества необходимо самим генерировать идеи и проекты, самим договариваться и распределять между собой задачи, выполнять, контролировать, получать и распределять результаты своей деятельности. Вы можете быть и заказчиком, и автором, и исполнителем в одном лице. На мой взгляд, это самое сложное, и то, что сейчас важно делать, чему необходимо учиться.

Как показывает практика и тренды, будущее за малыми группами, малыми саморазвивающимися устойчивыми сообществами, которые могут объединяться под какую-то задачу или проект, или просто от того, что людям комфортно, и они объединились, выстроили коммуникации и процесс, и потом уже создали новое. Здесь могут быть разные варианты.
Навыки community management (управления сообществами) сейчас необходимы практически в любой деятельности, где есть люди: HR, smm, PR и коммуникации, управление проектами, фасилитация, тренерство и т.д.

Цифровизация и диджитализация заставляют учиться разным эффективным формам как межличностной коммуникации, так и групповой, организационной, внекорпоративной. Все чаще в компаниях появляется должность комьюнити-менеджера. Технологии создания и развития сообществ, инструменты community management существуют, доступны, проверены в российских реалиях, поэтому нет необходимости придумывать, нужно спрашивать.

Собственно, для этого и создан проект Community HUB.

Сайт проекта communityhub.ru