В данной области мы, может быть, сами подтолкнули к развитию таких сообществ, когда анонсировали историю с сообществами в 2016 году, показали, что есть такой инструмент и мы его поддерживаем. Создали платформу на базе вебтьютора - инструмент для создания площадок для сообществ. Когда он появился, такие сообщества стали появляться без нашей поддержки. Часть из них не взлетела, но есть те, которые активно живут.
Одним из первых было сообщество «Форум специалистов по гидродинамическим исследованиям скважин». В какой-то момент они стали генерировать большой трафик, появилось активное обсуждение. Но изначально много взаимодействий происходило через электронную почту. В основном, это проведение совместных экспертиз, изучение новых технологий, поиск совместных решений. Со временем один из сотрудников заметил, что они по кругу начинают обсуждать то, что уже ранее обсудили и договорились, но отложили. Снова возвращаются к этим вопросам, история уже потерялась, и начинают повторно обсуждать. Кроме того, им стало нужно, чтобы сама экспертиза сохранялась, была информация о том, кто какие решения в итоге принимал, как оценили какой-то график или технологию и т.д.
Тот инициативный сотрудник узнал, что есть платформа, на которой можно сохранять историю, создавать базу знаний с совместным обсуждением материалов. Он вовлек своих коллег туда, и коллеги довольно быстро оценили, начали звать своих, заводить совместные обсуждения, поиск совместных решений. Совместную экспертизу делают сразу на портале. Я со своей стороны стал выяснять, за счет чего живет сообщество, и можно ли это тиражировать. Собирал с них обратную связь, что работает, что нет, что нужно, какая необходима поддержка. Эту обратную связь мы закладывали в ТЗ на очередные доработки нашего инструмента, часть его уже реализована. Коллеги увидели, что это работает, стали появляться похожие сообщества, профессиональные, узко тематические. Например, по машинному обучению, искусственному интеллекту. Там они обмениваются открытыми онлайн курсами, куски кода анализируют вместе. Как оказалось, в компании много людей, которые что-то понимают в машинном обучении и даже могут применить свои знания на практике, не являясь IT специалистами. В какой-то момент на меня вышли коллеги из другого подразделения запросом, мы хотим сделать сообщество по машинному обучению. Мы поняли, что это важно. Дал им ссылку, что такое сообщество уже есть. Они включились, и не стали еще одно организовывать.
В прошлом году мы поняли, что у нас уже несколько таких модераторов, которые сами являются лидерами и создателями сообществ. Мы решили им тоже оказать поддержку, и когда проводили сессию обучения для сообществ корпоративного университета, позвали на нее этих модераторов. Дали им базовые принципы, социальные инструменты, потому что многое они делают интуитивно. Дали базовые навыки о том, как вовлечь эксперта, чтобы он дал интервью, написал статью в сообщество, как договориться с высокопоставленным руководителем, чтобы он согласовал работу эксперта, выступил или поддержал работу сообщества, написал приветственную речь и так далее. Давали им рабочие инструменты. Надеюсь, что модераторам, которые сами инициировали свои сообщества, эти инструменты пригодились. По крайней мере, я вижу, что некоторые сообщества сохраняют активность на достаточно высоком уровне.
Эти сообщества образуются сами, но, если мы не берем и не стандартизируем что-то в процессы, это не значит, что компания ничего не получает от таких сообществ. Эти люди как раз и есть компания. Если они находят какие-то решения, которые полезны в их работе, если у них сокращаются затраты времени на те же экспертизы повторные, если они учатся чему-то быстрее, начинают программировать, то компания от этого выигрывает. Это сложно замерить, но сейчас меняется отношение к тому, как выстраивается эффективность внутри компании, включая обучение, что здесь должны появиться другие показатели измерения: не всегда в деньгах, не всегда в виде описанных процессов. Здесь мы создаем систему, формируем среду, в которой люди быстрее обмениваются лучшими практиками, ошибками, быстрее учатся, быстрее реализуют проекты, проще строят коммуникацию, меньше времени тратят на согласования. Здесь, конечно, меньше структуры и формализации, чем в нефтепереработке. Кто-то посмотрит на это и скажет, что люди зря время тратят на форумах, а можно посмотреть и по-другому. Что компания идет в сторону современных организаций, где люди бы на горизонтальном уровне гораздо больше взаимодействовали бы, больше инициировали, меньше боялись ошибок, делились ошибками, вопросы задавать не боялись.
Идет тяжело, и в этом году у нас большая ставка на обновленные корпоративные ценности. Официально новые уже введены, пока еще не было масштабной коммуникационной кампании, идет подготовка. Среди них есть две ценности, которые на мой взгляд должны нам помочь поддержать культуру сообществ.