Продвижение профессионального сообщества с помощью цифровых коммуникаций
Вследствие цифровой революции интернет за относительно небольшой период времени стал массовым каналом коммуникации. Использование сети серьезно влияет на жизнь каждого человека. Становится очевидным перераспределение внимания, а также изменение потребительского поведения аудитории. Благодаря росту аудитории интернет стал одним из основных каналов коммуникации.

Коммуникация – обмен информацией между людьми через общую, понятную для обеих сторон, систему символов. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в условиях цифровых коммуникаций все более востребованными становятся новые знания, технологии обучения, а также технологии обмена знаниями. Между людьми и организациями появляются различные новые формы коллаборации: ассоциации, сообщества, альянсы, сети, которые занимают промежуточное положение между компанией и рынком.

Многие компании решают задачи взаимодействия с потенциальными и существующими клиентами с помощью создания сообществ. Сообщества позволяют поддерживать открытый диалог с организацией, предоставляя возможность участвовать в создании, совершенствовании продукта, услуги, а также дают возможность создавать новые знания, обмениваться ими и производить инновации. Конкурентоспособность компаний зависит от возможности своевременно подготавливать квалифицированные кадры, что также дает толчок к появлению профессиональных сообществ.

профессиональное сообщество -

это группа людей, состоящая из двух и более человек, регулярно вступающих в личное или виртуальное коммуникативное взаимодействие друг с другом с целью обмена практикой и опытом, выработки и поиска новых знаний, разработки более эффективных подходов в вопросах решения существующих профессиональных задач
Главная цель существования профессиональных сообществ – это общение на профессиональные темы, постоянный обмен знаниями, который обеспечивает личный и профессиональный рост.

Чаще всего профессиональные сообщества являются неформальными и самоорганизующимися, они существуют во внеорганизационном поле.

Добровольность – один из принципов участия в сообществе. Деятельность здесь основана на личном интересе участников.

Основными характеристиками профессиональных сообществ являются:
1. Инициатива, которая понимается и разделяется всеми членами сообщества;
2. Коммуникации как в оффлайне, так и онлайне;
3. Ресурсы, которые создаются совместно, и база знаний.

Разработка плана продвижения профессионального сообщества
в цифровой среде

Цифровые коммуникации – это "способ построения коммуникаций компании с потребителями, осуществляемый на основе интернет-технологий и имеющий интерактивный онлайн характер".

Как пишет Малкова Е.М. в статье "Развитие социальных технологий и их использование в коммуникационных стратегиях брендов": "Основными функциями цифровых коммуникаций являются информационная, экспрессивная и прагматическая. Информационная функция – передача данных и сообщение целевой аудитории; экспрессивная – выражение оценочной информации, а не только смысловой; прагматическая – воздействие на потребителя с целью влияния на него предпочтения и мнения".

Отличия цифровых коммуникаций от традиционных оффлайн-коммуникаций

- традиционные оффлайн-коммуникации основаны на подходе субъект-объект: некий монолог компании с потребителями.
Цифровые коммуникации имеют интерактив "субъект-субъект" и содержат диалог с потребителем.

- инструментов онлайн-коммуникаций гораздо больше, чем в традиционных оффлайн-коммуникациях.
Использование огромного количества различных инструментов продвижения, таких как контекстная реклама, тизерная, нативная, медийная и т. д.

- измеримость.
В оффлайн-коммуникациях эффективность измеряется после того, как проведена коммуникационная кампания. В онлайн среде измерение проводится в реальном времени.

Сообщество предполагает такую среду, в которой гораздо эффективнее происходит обмен знаниями, выработка новых идей, разработка инновационных концепций, предложений.

Ключевой фактор, который обеспечивает эффективность деятельности сообщества, – это то, что участники готовы делится своими знаниями и опытом.

Участники сообщества понимают, что обмен знаниями – это необходимое условие для развития и успешной деятельности.

Для успешного продвижения профессионального сообщества в интернете необходим план, который обеспечит связь всех онлайн-инструментов в достижении общих краткосрочных и долгосрочных целей.

В ходе работы над созданием плана продвижения для сообщества необходимо проанализировать следующие
основные вопросы:

Для кого создается сообщество?
Кто в нем заинтересован?
Какие задачи стоят перед сообществом?
Какие темы будут актуальными для его участников?
Как необходимо поддерживать деятельность сообщества?
Какие риски и ограничения нужно учесть?
Разработка плана по продвижению профессионального сообщества предполагает решение следующих основных задач:

• создание контент-плана для группы в социальных сетях;

• разработка контента: статьи, справочные материалы, документы и регламенты;

• создание сайта сообщества для обеспечения необходимой технической поддержки основных функций сообщества;

• определение основных тем для обсуждения по видам деятельности участников сообщества;

• проведение мероприятий для сообщества.

Целями группы профессионального сообщества в социальных сетях могут быть:

• привлечение внимания большого количества единомышленников;

• повышение узнаваемости сообщества с помощью открытого диалога с участниками группы;

• получение обратной связи в виде отзывов и мнений;

• предоставление информации о новостях сообщества и предстоящих мероприятиях.

Задачи и действия по разработке группы в социальных сетях для профессионального сообщества:

Выбрать формат для
коммуникации





Провести исследование среди участников сообщества и выявить наиболее удобный формат коммуникации (открытая группа, закрытая группа, сообщество, паблик)
Определить тематику, качество и частоту размещения контента


Выбрать наиболее актуальные темы, распределить темы по дням недели, размещать их в соответствии с планом.
Разработать правила модерации и стилистику общения модератора с пользователями

Провести исследование среди участников сообщества и выбрать наиболее подходящий стиль общения. Выбрать модераторов группы, разработать регламент общения
Постоянно обновлять и размещать контент




Поиск интересной и важной информации, которая должна заинтересовать подписчиков группы. Привлечение всех участников группы к созданию контента.

о контенте

Весь контент, публикуемый от имени профессионального сообщества, может быть условно поделен на 3 основных направления:

• информационный;
• новостной;
• полезный (вебинары, инструкции, разборы ошибок, полезная инфографика).

Выбранные рубрики – это лишь начало, которое призвано заложить базу для обмена знаниями. Развитие предложенных рубрик зависит от эффективных действий организаторов сообщества по созданию заинтересованности его участников. Деятельность сообщества подскажет, какие новые рубрики станут актуальными для сообщества.

онлайн-мероприятия сообщества

Развитие профессионального сообщества, как и в любого другого, от его участников. Высокий интерес, личная мотивация, желание передавать знания и опыт – ключевые факторы общей деятельности.
Один из форматов обмена знаниями являются онлайн-мероприятия.

Основная цель мероприятий – это получение нового опыта, знаний, обмен, демонстрация профессионального сообщества потенциальным членам, построение долгосрочных отношений. Дополнительными целями могут быть: обмен информацией с участниками из других городов; вовлечение новых участников на мероприятия; для внутренних коммуникаций, когда необходимо решить внутренние вопросы и задачи.

Проведение онлайн-мероприятий решает
такие задачи как:

установить контакты с новыми участниками
обеспечивать атмосферу доверия и связей между участниками
сконцентрировать деятельность на темах, важных для участников профессионального сообщества
Все мероприятия основываются на неформальном обмене опытом. Получение знаний происходит через общение, поиск информации и через совместную деятельность. Таким образом, участник сообщества приобретает знания, лично участвуя в процессе и общаясь. Неформальный обмен знаниями становится все более весомым.

Форматы проводимых профессиональным сообществом онлайн-мероприятий могут быть различными. Это вебинары, встречи (внутренние и внешние), самопрезентации участников сообщества, участие в мероприятиях партнеров, веб-конференции. Во время проведения внутренних мероприятий возможно обсуждение ключевых проблем, актуальных для участников сообщества, определение тем дальнейших мероприятий.

Онлайн-мероприятия, проводимые профессиональным сообществом, необходимо освещать в социальных сетях, используя следующие форматы: анонс предстоящего события, онлайн репортаж в момент проведения мероприятия, итоговый фоторепортаж, отчет, отзывы участников.
Для создания наиболее тесного общения и поиска новых участников необходимо наличие собственного сайта.
Сайт для обмена практикой является онлайн-площадкой обмена знаниями между участниками. Создание сайта дает возможность быстрого доступа и получения важной информации о деятельности, новостях, специфики работы сообщества. И, если информация заинтересует пользователя, то он может отправить заявку на вступление в сообщество.

Основные цели сайта профессионального сообщества могут быть определены как:
- новые знания: обеспечить возможность находить и изучать информационные материалы по наиболее актуальным направлениям деятельности;

- новые люди: обеспечить возможность общаться с единомышленниками, находить партнеров, получать обратную связь;

- новые идеи для развития компании, себя: обеспечить возможность обмена идеями, поиск новаций, обмен опытом, коллаборация и создание альянсов.

Профессиональное сообщество – это живая организация, которая имеет свой ритм, динамику, свой жизненный цикл. Формирование и поддержание сообщества – это затраты энергии и времени его создателей и его членов. Очень многие процессы происходят быстро и внепланово. Создание плана продвижения поможет скоординировать работу сообщества. Обмениваясь знаниями, создавая новые знания, профессиональное сообщество нуждается инструменте, целью которого являются сбор, хранение, поиск и выдача знаний.

Для создания внутренней базы знаний сообщества могут быть использованы Google Drive (или любой другой диск), Битрикс24.

Google Drive предназначен для хранения личных файлов в интернет-пространстве, экономии времени и упрощения работы с различными данными.

Битрикс24 выполняет большее количество задач и функций: выполняет функции социальных сетей, является CRM-системой, предоставляет возможность общения по текстовому, голосовому и видео-чату, хранение, редактирование файлов, контроль исполнения задач, назначение и планирование встреч, а также адаптирован для мобильной версии.

примерный план продвижения профессионального сообщества

В настоящее время происходит формирование нового взгляда на профессиональную деятельность человека. Этому способствует глобализация культуры, рост межкультурных коммуникаций, а также технологический прогресс. Именно сегодня сообщества, в том числе и профессиональные, становятся востребованными в мире, что связано с расширением спектра профессиональных навыков, знаний, умений, необходимостью решения задач различными средствами, независимо от их базовой подготовки.

Профессиональные сообщества сегодня являются инкубаторами культуры сотрудничества. Они генерируют доверие и позволяют облегчить поиск новых знаний, идей для того, чтобы создавать инновации.

Онлайн коммуникации носят интерактивный характер и помогают создавать эффективное взаимодействие как внутри сообщества, так и во внешнем мире.

Развитие рынка цифровых коммуникаций в полной мере зависит от развития современных технологий и популярности интернета. Что касается профессионального сообщества, можно говорить о том, что использование цифровых коммуникаций является важным аспектом для его успешной работы.

Основными каналами таких коммуникаций являются: сайт сообщества, группы в социальных сетях, использование сервисов для организации мероприятий, онлайн-ресурсы для создания базы знаний, для проведения онлайн-событий.
Александра Федоренко
преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента государственного экономического университета,
сооснователь CommunityHub,
основатель и директор Reputation Management Company

30 мая 2019 г.