2019 й год только начался, строятся планы. Community HUB перевел статью западного коллеги и добавил свои комментарии.
Дэвид Спинкс - основатель и генеральный директор CMX. Более 10 лет он работал, чтобы помочь профессионалам сообществ процветать, консультировал крупнейшие мировые организации по вопросам стратегии сообщества и разрабатывал структуры, которые использовались тысячами сообществ.
"2018 стал важным годом для сообществ. Некоторыми своими прогнозами на 2019 год я поделился в Твиттере, но захотел добавить немного деталей."
У большинства пользователей соцсетей снизилось доверие к большим социальным платформам, у людей растет потребность в близких отношениях. Соцсети, видя потребность общения в малых группах, будут предлагать больше возможностей для небольших сообществ. Однако, это будет противоречить их бизнес-моделям.
Переход от общедоступных каналов к закрытым группам меньшего размера - это серьезное изменение для таких платформ, как Facebook и Twitter. LinkedIn, хоть и инвестирует в платформу для групп, оставляет своим приоритетом общедоступные каналы. Появятся платформы, которые полностью посвящены групповому опыту.
Комментарий Community HUB:
Несмотря на рост использования социальных сетей сообществами, все больше у людей наблюдается потребность ограничить себя от информационного шума, найти решение, чтобы общаться в сообществе, но при этом не видеть ленту, новости, рекламу.
Кроме того, чем больше участников в сообществе, чем чаще, возникает вопрос: кто эти люди? Зачем мне писать или спрашивать на 50 000 человек, если мне важно, чтобы ответили вполне конкретные люди. Поэтому происходит отпочковывание малых групп от больших сообществ, где все друг друга знают, можно общаться проще и доверительнее.
Сообщество приобретает модель "узлов" и "сетей", которые при правильном поддержании их соединений, дают стабильность и устойчивость.
Компании: создание собственных сообществ
Компании извлекут выгоду, предлагая свои собственные специализированные сообщества. Причина в том, что люди покидают большие платформы и ищут более надежные варианты для сообщества вокруг продуктов и миссий. Охват таких сообществ на больших платформах будет ограниченным, поэтому идея создания собственных сообществ от компаний станет для людей более привлекательной.
Мы увидим рост компаний в нишевых сегментах бизнеса, ориентированных на сообщества. Это такие компании, как Indiehackers, Tech Ladies, GrowthHackers и Girls Love Travel. Именно эти предприниматели - те, кто строит вокруг себя сообщество, чтобы получить больше прав на свою фан-базу, будут влиять на общие изменения в бизнесе.
Комментарий Community HUB:
Создание компаниями собственных сообществ, кроме возможности получения прав на свою фан-базу, также дает следующие преимущества:
Безопасность персональных данных и информации компании.
Кто владеет ресурсом, тот им и управляем. Вокруг много историй, когда владелец платформы закрывал доступ к группе и модераторы, бренды теряли доступ к аудитории. Это подтверждают истории с LinkedIn и Телеграм. Когда компании начнут рассматривать сообщества как часть стратегии и интеллектуального капитала, то будут ориентироваться на собственные сообщества и собственные платформы.
Рост чатов и рост усталости от них
Платформы сообществ на основе чата (Discord, Telegram, Slack) будут продолжать быстро расти. Однако качество этих сообществ будет проблемой, особенно когда группы станут слишком большими. В результате, люди устанут от такого формата и снова будут думать о большой структуре. Ищите в этом году компании разработчиков, которые могут воссоздать, реанимировать форумы и разные групповые форматы общения.
Комментарий Community HUB:
Качество общения в больших чатах - уже проблема для многих сообществ, особенно тех, где нет правил и модерации. Чаты, в большей мере, являются средством мгновенной передачи информации, дальнейший поиск нужного контента не приводит к положительным результатам. В чатах нет возможности собирать историю, накапливать базу знаний и т.д. Они могут быть лишь дополнительным средством к основной площадке коммуникации сообщества.
В России пока не так много специалистов по управлению знаниями, а в сообществах роль "хранитель знаний", который владеет специальными знаниями и технологиями, вообще редкость. В связи с этим, мы предполагаем, что будет расти интерес к созданию своих мини соцсетей. А это, в свою очередь, может вызвать появление готовых ИТ-решений для сообществ на русском языке.
Разумные темпы построения бизнеса и сообщества вокруг него
Произойдет заметный сдвиг от бизнес-модели VC. Бизнес-модель VC, на которой была построена большая часть современной индустрии технологий, проста: стартапы собирают кучу денег у инвесторов, а затем используют их для агрессивного роста. Быстрее конкурентов, быстрее регуляторов, быстрее большинства - только тогда тебя считают нормальным бизнесом. А далее следуют все более крупные раунды финансирования. Конечная цель состоит в том, чтобы продать или стать публичной компанией, что дает ошеломляющие доходы для первых инвесторов. В результате, появились такие имена, как Facebook, Google и Uber.
В 2019 году окрепнет встречное движение, возглавляемое предпринимателями, которые отвергают эту модель. Эта тенденция недоверия к венчурным капиталистам нарастает и показывает нам, что появляется большое количество компаний, которые выбирают разумные темпы построения бизнеса. Нью-Йорк Таймс буквально на днях опубликовал статью, в которой обсуждается данная тенденция. Суть ее в том, что когда компания двигается медленнее, то она имеет более четкие намерения и сосредоточена на создании долгосрочного сообщества.
Комментарий Community HUB:
Поведение потребителя изменилось. Сейчас он хочет влиять на продукт, хочет быть причастным к созданию того продукта, который будет выгоден лично ему. Последние годы наблюдается глобальное изменение, суть которого - "от потребителя к продукту". Не случайно возникают такие понятия, как экономика доверия, доверительный маркетинг, маркетинг взаимоотношений и т.д. Это еще раз подтверждает, что построение отношений с потребителем занимает самую высшую строчку в деятельности компаний. Однако, построение доверительных отношений требует немалого времени. Многие предприниматели, понимая это, осознанно отказываются от быстрого роста, агрессивного поведения на рынке ради долгосрочного сотрудничества и устойчивости бизнеса.
Платформы сообществ: фокус на конкретных целях
Платформы сообществ станут более сфокусированными на конкретных целях. Например, на программах для амбассадоров бренда, на событиях, на обратной связи по продукту, на саппорте. Думаю, в течение нескольких следующих лет мы увидим намного больше разнообразия в технологиях сообществ.
Комментарий Community HUB:
Мы согласны с автором: платформы для сообществ могут быть специализированными по целям. Отчасти и сейчас можно наблюдать такую тенденцию. Например, компании собирают обратную связь по продукту в отдельном канале коммуникации. Да, пока это не платформа, но движение в этом направлении уже есть. И мы уверены, что оно будет развиваться.
Профессиональные сообщества станут менее специализированным
Они будут работать во многих различных отделах: маркетинг, продукт, операции, HR, поддержка и т. д. Сообщества будут интегрированы в каждую часть бизнеса. Участники профессиональных сообществ будут универсалами. Это позволит им играть стратегическую роль.
Комментарий Community HUB:
Этот тренд уже наблюдается в России: идет кросс-функциональное взаимодействие разных профессиональных сообществ и их интеграция. Отчасти это связано с тем, что границы профессий размываются, многие профессии устаревают, а новые рождаются на стыке разных областей знаний. Эта тенденция будет нарастать. Все больше будет появляться сообществ практиков, где люди из разных областей, но схожи по ценностям.
Бизнес станет лучше измерять ценность сообществ
Это связано с тем, что социальные платформы будут больше ориентироваться на конкретные цели и рынки, а участники профессиональных сообществ будут играть стратегическую роль. Чем более сфокусирована будет платформа, тем лучше будет аналитика и интеграция. Мы увидим больше примеров сообществ, которые смогут сообщить о рентабельности инвестиций в этом году, чем когда-либо прежде. Все будет лучше, но предстоит еще долгий путь, прежде чем команды смогут очень четко доказать свою ценность. Я думаю, что основные изменения произойдут в 2020 году.
Комментарий Community HUB:
В 2018 году все больше сообществ задавались вопросом, как оценить вклад участников в сообщество, как оценить вклад сообщества в развитие бизнеса, человека, проекта. Стандартные бизнес-метрики здесь не подходят, поэтому со временем возникнут новые. И мы с коллегами держим этот фокус в деятельности.
Crypto по-прежнему будет основным игроком в сфере сообществ
Однако, в условиях спада начнет сокращать команды сообществ, которые они быстро создали и вырастили. В результате этого сокращения, на рынке появится много талантливых людей, претендующих на звание экспертов по формированию и управлению сообществами. Тем не менее, есть еще много крипто-компаний, для которых сообщество по-прежнему будет ключевой частью их стратегии.
Стратегии сообщества ICO (это ещё одна реализация модели краудфандинга, когда участники финансируют развитие компании сейчас для того, чтобы получить от неё какие-то блага в будущем) были больше о привлечении внимания, чем о построении реального сообщества. Но некоторые крипто-компании пытаются создать экосистемы для разработчиков и пользователей с целью создания сообщества.
Комментарий Community HUB:
ICO стали новым стандартом для стартапов и компаний по всему миру для привлечения инвестиций со стороны сообществ. Лучшим способом продвижения ICO остаются специалисты по управлению сообществом ICO. Целью комьюнити-менеджеров является максимизация потенциальных инвестиций и укрепление доверия потенциальных инвесторов. На наш взгляд, ситуация в области в 2019 году практически не изменится.
СМИ: членство в сообществе
СМИ и пресса будут продолжать запускать программы подписки на членство. В 2018 году мы увидели запуск сотен подобных программ. Тренд соцсетей "от большого - к малому" стимулирует этот сдвиг: и СМИ, как и компании будут усердно работать, чтобы восстановить контроль над своей аудиторией. Подписка и членство здесь идут рука об руку. Членство в сообществах - это растущий рынок в 2019 году.
Комментарий Community HUB:
Членство - модель, которая подходит не всем типам сообществ. Ее максимальное использование наблюдается в предпринимательских сообществах. Некоторые профессиональные сообщества также ее используют, хотя взнос чаще всего является чисто символическим, позволяющим покрывать основные нужды сообщества. Мы согласны с автором, данная модель будет использоваться сообществами всё чаще и чаще. Одной из возможных причин, на наш взгляд, (кроме покрытия затрат на содержание сообщества) может быть фильтр, через который в сообщество попадают только нужные люди.
Бум технологий и программирования
Этот бум будет ориентирован на создание сообществ в автономном режиме, локальных программ мероприятий и групп пользователей. Основное внимание будет уделяться проведению мелких мероприятий в дополнение к большим конференциям (которые никуда не исчезнут). Люди жаждут более глубокой, более тесной связи, и компании будут стремиться удовлетворить эту потребность.
Комментарий Community HUB:
Популярность на квартирники, междусобойчики, небольшие кулуарные мероприятия, которые проходят между деловыми событиями, будет расти. Люди хотят тепла, душевности, глубоких неспешных разговоров "душа в душу" и близости со своими.
Это будет захватывающий год для индустрии сообщества! Посмотрим, какие прогнозы оправдались, а какие - нет, в конце 2019 года.