Внутрикорпоративные сообщества. Истории исследований и наблюдений.
Ассоциация „КМ Альянс" (https://km-alliance.ru) - публичное профессиональное сообщество специалистов и экспертов в области менеджмента знаний. С 2014 года „КМ Альянс" регулярно проводит исследования сообществ в компаниях. За это время официальных событий (Knowledge Lounge) проведено более чем в двадцати компаниях, от крупного бизнеса до компаний малого и среднего бизнеса. С 2015 года Ассоциация инициировала и ведет проект „Лидеры российских экспертных сообществ" (http://leadexperthub.ru). Лидером этих исследований является Председатель Правления „КМ Альянс" - Лавров Олег Владимирович
Доброго вам времени! С большим удовольствием хотел бы представить вашему вниманию свое сообщение. Сочетание слов "внутрикорпоративные сообщества" родилось не так давно. В начале 2000 годов компания "Ernst&Young" предложила свое понимание различных объединений в компании (групп, сообществ, сетей), основанное на том, каким активом знаний эти группы располагают, как влияют на локальную деятельность и результат бизнеса (рисунок 1). Эта схема подробнее будет рассмотрена ниже.
Рис. 1. Типы сетей (источник Ernst&Young)
1. Предлагаю нам поговорить о том, как мы соотносим компанию и сообщества. Являются ли для нас эти понятия сопряженными или одно включает в себя другое? Что больше или разнообразнее? Рассуждая о компании, мы свыклись с понятийными ограничениями, связанными с ее границами, открытостью/закрытостью, оргструктурой, описанием и т.д. Часто мы сами ограничиваем свои представления о нашей компании юридической формой или организационной структурой. Но... ведь на самом деле все не так!
Рис. 2. Визуализация реальной структуры организации (шутка)
1 Мне импонирует эта картинка с просторов интернета - довольно доходчиво и не без юмора показывающая человеческую природу отношений вокруг „принятой" оргструктуры. Компания - это люди и их взаимодействия, это главный фактор формирования смысла ее деятельности. Когда я трудился в международном аэропорту „Шереметьево" я часто задавал себе вопрос: „А где находится тот крайний человек, который знает о нас? Кто он? С кем он? Как мы с ним взаимодействуем?" Выходит, что границы нашей компании сейчас за счет технологий стали очень далекими, если хотите глобальными и не очень видимыми. И весь вопрос заключается в том, хотим ли мы знать про всех людей, которые взаимодействуют с нашей компанией, и выстраивать с ними отношения, или действовать „как пойдет". С другой стороны, как увидеть и понять систему отношений между группами людей (не подразделений) внутри компании в типовых процессах, проектах, инициативах, междепортаментных процессах, отношениях с клиентами и т.д.? Для решения такого рода вопросов требуется иной подход - антропологический, наблюдений, изучений существующего, постоянной рефлексии и искренней, эмоциональной включенности в добропорядочные отношения. В наших наблюдениях мы часто встречали в компаниях эдакие корпоративные "шкафчики для формы", которую сотрудники надевают при входе в офис. Но есть и другие, живые и динамичные внутрикорпоративные сообщества, которые реальны, где-то формальные и где-то нет.

„Внутрикорпоративное" обычно выглядит как сделанное по специальным правилам, под определенные цели и задачи, во многом скрытое и спрятанное, существенно охраняемое. Все это направлено на сохранение скорее формы и структуры, чем содержания. Мы достаточно долго жили, и много компаний продолжают жить, в формально/формализованном "корпоративном бульоне". И многие пытаются в его "густоте" наладить свободные человеческие отношения. Понято, что получается по-разному. Заканчивая короткое введение и предложив несколько проблемных мыслей, хочу обратить наше внимание: люди вступали и будут вступать в отношения вне должностных инструкций. Наверное, самый актуальный вопрос: "Кто и зачем эти отношения выстраивает? Эти отношения случайны или нет? Они решают запросы групп или определены "сверху"?"

2. Далее хотел бы предложить немного информации о понятиях вокруг сообществ. Это не простая, во многом наследственная смысловая конструкция, и буквально пару слов о том, что в моем исследовании показалось интересным. Вот как определяется „сообщество":
1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
3. Добровольно, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели.
4. Та или иная среда людей, компания.
5. В дворянской среде: узкий круг избранных людей.
6. Совместное пребывание с кем-н.


16 МАРТА / 2018

Автор: Мария Ланина
Фотография: Unspalsh
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: hello@company.com
Телефон: +123 466 567 78
Соцсети: Facebook | Instagram | Youtube

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc